Несомненно, величайшим оратором древности был Иисус Христос, который мог озвучить без микрофона аудиторию в несколько тысяч слушателей. Риторика для него была основным инструментом служения
Аристотель был первым автором учебника по риторике. В нём он назвал одно из важнейших условий успешности публичной речи — соответствие её сути внешнему виду выступающего. Вряд ли возымеет успех и вызовет доверие даже гениальная речь женщины лёгкого поведения на тему о целомудренном воспитании детей.
Цицерон долго и тщательно заранее готовился к публичной речи, а без подготовки не мог произнести… ни слова! Нередко тексты речей ему готовила жена.
Демосфен избавлялся от нервного подёргивания плеча, вставая под заострённый меч на репетициях. Кроме того, у него были вялая дикция и слабый голос, так что он набирал камешки в рот и говорил, пытаясь перекричать шум моря. Демосфен отлично понимал, что риторика — это практика, практика, практика. Физические усилия!
Мирабо заучивал тексты публичных речей наизусть, да настолько хорошо, что они совсем не отдавали пересказом, а звучали как гениальная импровизация. Одной из таких речей он и призвал взять Бастилию. Я не сторонник того, что искусство публичного выступления — это искусство зубрежки, но не без этого. Когда есть пара клише на ситуацию — это узкомыслие, но вот когда есть двадцать пять тысяч клише, как говорит Караченцов, это здорово, просто гениально. Ораторское искусство совершенно немыслимо без великолепной памяти, а память тренируется систематической нагрузкой, постоянным использованием. Прежде, чем давать нагрузку на память, не мешало бы узнать, как она работает. Так что, добро пожаловать на курсы улучшения памяти и внимания! Риторика без памяти исчезает, как след на воде, сколь бы хорошо ни был подвешен язык.
Наполеон говорил, что «искусство войны — это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем к военным действиям. Выступление — это путешествие, маршрут которого должен быть нанесен на карту. Оратор, который не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.
Ломоносов из современных ему наук не был силён только в зоологии; носорога он называл бегемотом, в остальном же — какими науками он только не овладел, обучаясь в Германии. Как смог он за пять лет вместить большинство научных изысканий того времени? Чем он «взрыхлил» почву своего разума? Несколько лет до этого в России он систематически изучал риторику, считая её основой всех наук.
Прежде чем выступать, Линкольн с математической точностью обдумывал свои выводы. Когда ему было сорок лет и он был уже членом конгресса, он изучал Евклида, чтобы иметь возможность выявлять софизмы и доказывать свои выводы.
Когда Теодор Рузвельт готовился к выступлению, он подбирал все факты, оценивал их, затем очень быстро диктовал текст своей речи, выправлял машинописный текст и снова диктовал текст в окончательном виде.
Владимир Ленин — безусловно, он обладал ярчайшим ораторским даром. Его ораторское искусство базировалось на экспрессии, утрированной эмоциональной выразительности. Публичные выступления Ильича могли служить настоящей энергетической батареей. Не секрет, что многие люди идут послушать даже не важно что, а важно, как. Идут, чтобы «подзарядиться».
Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием жизненный опыт. Под ораторским провалом (самоубийством) он понимал произнесение речи дольше, чем на 20 минут, когда за это не платят.
Маргарет Тэтчер от рождения имела визгливый, неприятно режущий ухо голос. Она терялась на публике и не знала, куда девать взгляд. Маргарет отлично осознавала, что её образование химика — отнюдь не помощник в риторике. Долгие месяцы работы над голосом и изучение риторики помогли ей избежать участи варить в колбе ядовитый бензол. Чтобы стать премьер-министром, Маргарет наняла консультантов по имиджу, тренера по постановке голоса на дыхательную опору и преподавателя театрального искусства. Вот и подумайте, какая связь между актерским мастерством и политическими интересами!